Что такое
распашные ворота, какие у них плюсы и минусы, а также их конструктивные особенности мы уже разобрали. Теперь расскажем, как же их изготовить самостоятельно. Даже если Вы никогда не захотите этого делать, данная статья Вам поможет изобличить горе-мастеров.
Итак, неотъемлемыми элементами распашных ворот являются 4 составляющие: каркас, петли, обшивка, а также замки и/или засовы.
Начнем мы, разумеется, с самого важного – каркаса. Он, как и в случае с
калиткой, может быть двух видов: с одинарной рамой и с двойной. Одинарная рама – это металлические профильные трубы, соединенные (сваренные) в одной плоскости, а обшивка кладется на них внахлест (второй или третьей – если обшивка с двух сторон каркаса – плоскости). Иногда, кованый рисунок или металлическая решетка могут быть «вложены» (и вварены) внутрь такой одинарной рамы.
Двойная рама представляет собой внешнюю раму из трубы большего размера, внутрь которой вварена вторая рама из меньшей по размеру трубы. Это делается для того, чтобы вложить обшивку внутрь внешней рамы и закрепить к раме внутренней. Таким образом, внешними краями створки ворот является не края обшивки, а края рамы – о них сложно пораниться и выглядят они гораздо эстетичнее.
Для изготовления рамы оптимально использовать стальные профильные трубы. Рассчитывая объем необходимого материала учитывайте не только периметр каждой створки, но и внутренние диагонали! Без них створки ворот неминуемо провиснут сразу под весом обшивки или со временем от усталостных и эксплуатационных деформаций. Заранее стоит подумать о материале обшивки и том, со скольких сторон будем его устанавливать – одной (обычно внешней) или двух. Для одинарной рамы советуем выбирать профтрубы размера от 40х40 до 60х60, для двойной с односторонней обшивкой – 50х25 и 25х25, а для двойной с двухсторонней обшивкой – 60х40 и 20х20.
Определившись с обшивкой и каркасом и закупив металл, советуем сразу зачистить его от ржавчины и грязи (большинство металла на рынках и металлобазах в ужасном состоянии, после раскроя и сварки производить зачистку будет крайне затруднительно, да и работать с относительно чистым материалом гораздо приятнее). Оптимальным инструментом для этого является малая «болгарка» под круги диаметром 115 или 125мм и одеваемая на нее щетка-насадка с железным ворсом.
Подготовив металл можно начать его раскраивать. Делать это оптимально опять же «болгаркой» и чем большего диаметра, тем лучше. В идеале отрезным станком с дисками 350-400мм. После этого каркас можно сваривать, не забывая при этом проверять прямоугольность конструкции (диагонали прямоугольника всегда равны!) и ее ровность (лучше всего уровнем). После сварки зачищаем все швы – красота превыше всего.
Определившись с петлями (мы советуем обычные стальные бочонки безо всяких подшипников – регулярная смазка литолом полезней) самое время вспомнить про столбы. Если они у Вас из металла – можно будет приварить петли сразу к ним. Однако мы советуем использовать дополнительные притворные столбы. К ним и к створкам ворот заранее приварить петли, а потом уже такие столбы максимально аккуратно и надежно закрепить к основным несущим.
Итак, каркас сварен, притворные столбы готовы, петли к ним приварены. Самое время их покрасить (минимум в два слоя с предварительным обезжириванием, например 646 растворителем) и оставить сушиться. А теперь можно поговорить об обшивке и способах ее крепления.
Самые распространенные варианты обшивки – это профильный стальной оцинкованный и/или крашеный лист, а также обрезная доска или вагонка (всплошную или в разбежку – «штакетник»). Для крепления принято использовать либо саморезы по металлу (со сверлом на конце) под крестовую отвертку или 6-8-10мм головку (кровельные), либо алюминиевые заклепки. Для последних помимо самих заклепок необходимо иметь дрель со сверлами (на 0,2-0,3мм больше диаметра заклепок), а также специальный «клёпальный» пистолет. Мы рекомендуем использовать кровельные саморезы со шляпками в цвет листа. Если для обшивки используется дерево, его следует обработать (проморить, покрасить) заранее.
Про замки и ручки можно сказать только то, что установка зависит от их типа и индивидуальных особенностей. Еще раз напомним, что все замки и запоры лучше размещать на внутренней к участку или помещению стороне ворот. Монтировать их следует после установки каркаса ворот и обшивки. Это же справедливо и для
автоматики ворот.
Монтаж самих ворот надо начинать с установки одного из притворных столбов с петлями, причем строго вертикально по строительному уровню в обеих плоскостях. После этого вешаем на него соответствующую створку и уже по ней подбираем положение второй створки с одетым на нее притворным столбом. Не стоит крепить их сразу «намертво», лучше ограничиться сначала «прихватками», а обваривать уже убедившись в идеальном схождении краев створок. Когда столбы закреплены и створки висят на своем месте можно заняться обшивкой, а потом уже замками и ручками.
Искренне надеемся, у Вас или Ваших помощников все получилось и результатом Вы довольны! Если нет, не отчаивайтесь, первый блин бывает комом. Ворота редко могут безотказно прослужить дольше десяти лет. А поскольку стоимость распашных ворот ниже, чем у
откатных или
подъемных секционных – всегда можно попробовать изготовить их еще раз с учетом всех прошлых ошибок и индивидуальных особенностей. Либо же доверить эту работу специалистам.